Воскресенье, 8.30 утра. Мы с подругой ездим на автомобиле вокруг ТЭЦ-2. Здесь, у озера, назначена встреча орнитологов-любителей. Или, по-модному, бёрдвотчеров. За границей это очень популярное движение тех, кому нравится наблюдать за птицами. У нас оно только набирает обороты.
🔥 Срочная новость:
Чтобы примкнуть к движению, нам нужно найти место встречи.
- Как определить наглость, Маша? - спрашивает меня Валя вместо приветствия.
Я теряюсь от этого вопроса.
- Ну... По поступкам!
- А если поступков нет? Только что мы увидели чаек. В инструкции по определению их вида сказано: у хохотуньи более наглый вид, чем у серебристой чайки.
Валентина Волкова и ее муж Михаил - смоленские представители Союза охраны птиц России. Ежегодно весной они проводят мониторинг прилета пернатых в Смоленскую область с мест зимовок. И зовут с собой в орнитологические походы заинтересованных «птичьей» темой.
⚡
- То есть мы занимаемся гражданской наукой, - скромно резюмирует Валя. - По сути, мы помогаем ученым заниматься исследованиями и писать научные труды.
У нас очень странная компания для прогулки: офицер полиции, директор культурного учреждения, психолог-суицидолог, парикмахер... Самой маленькой участнице - Аглае - полтора года. Чтобы ей не было скучно, Валя иногда включает на телефоне звуки пения птиц. Так я наконец-то узнаю, из-за какой птицы каждую весну начинаю просыпаться в 4 утра. Это зарянка. Некоторые моменты в ее пении похожи на звук, который получается, если провести мокрым пальцем по стеклу.
- У зарянки очень интересная мелодия. Иногда она похожа на звук открытия старого одеколона с крышечкой, - Валя это интерпретирует по-своему. - Ничего, скоро в мае соловьи прилетят, вот тогда начнется! В 4 утра в Реадовке, например, благодаря им такая движуха! Гул! К 9 часам становится потише. А в 11 они ложатся спать.
Из оборудования у нас только бинокли и фотоаппараты, а еще две подзорные трубы, в которые удобно наблюдать за водоплавающими птицами. Все наши наблюдения старательно записывает Валя - в блокнот. В окулярах моего бинокля видно, как по зеркальной глади озера скользит чомга - она немного меньше утки и имеет рыжий воротничок на шее.
Больше всего чомгу ждала Оля - девушка состоит во Всероссийском студенческом корпусе спасателей. Последний раз этих птиц Оля видела в Анапе. В феврале она ездила спасать Черное море в Витязеве от последствий экологической катастрофы. 15 декабря прошлого года в Керченском проливе во время шторма в аварию попали два нефтяных танкера. Спустя сутки побережье Черного моря в Краснодарском крае оказалось загрязнено мазутом. Рыбы, птицы и дельфины получили отравление и погибли... На спасение моря и его обитателей со всех уголков нашей страны съехались тысячи волонтеров.
- Две недели я занималась очисткой побережья, - говорит Оля. - Но мазут был мельче, чем песок, и нам удавалось удалить только более крупные фракции. Говорят, что существуют технологии, благодаря которым можно эффективно избавиться от мазута. Но они действуют только в пресной воде и бесполезны в морской. Плачевное состояние было в Анапе и с животным миром: я видела испачканных мазутом птиц. Тяжелые от нефтепродуктов крылья не позволяли им улететь...
В Анапе погибло несколько тысяч чомг. В этом году в Смоленск прилетит намного меньше птиц...
Осенью 2023 года Михаил Волков и его друзья построили здесь, на озере ТЭЦ-2, домик на воде - орнитологическую станцию для наблюдения за птицами. Домик привезли по озеру - так было проще его установить. В качестве «дорожки» положили клади из осины.
- Угадай, кто больше всего обрадовался домику? - иронично спрашивает меня Валя.
- Кто? - эхом отзываюсь я.
- Бобры! Они же большие любители осины.
Я сразу представила двух бобров, которые сидят в зарослях у воды и хихикают, глядя, как «кожаные» привезли откуда-то и укладывают к берегу целую осину!
Если Михаил Волков - главный организатор и исполнитель «птичьих событий» в Смоленске, то его жена Валя - большой романтик в орнитологическом деле. На ее странице в социальной сети так и написано: «Птица напоминает нам удивительную часть человеческой души - именно ту, которая знает, что такое свобода, и умеет летать...»
- Тетя Валя, запишите! Мы только что видели зяблика. Он еще такую песню пел: фьи-фьи-фьи-тья-тья-тья...
Это первоклассник Святослав. Кто-то из детей любит динозавров, кто-то - капибар, а Святослав - птиц.
- Чьи это гнезда у воды? - допытывается Свят у Михаила.
- Сорочьи, - отвечает тот. - В каркасе их гнезд можно увидеть проволоку - сороки тащат ее для укрепления конструкции.
Валя рассказывает Святу, что самая разговорчивая птица - это большая синица:
- Она «оперирует» множеством слогов, которые умело перемешивает. Ученые ставили эксперимент: брали эти же слоги, но «миксовали» их по-другому, на свой вкус. И синицы на эти «словечки» никак не реагировали!
Спустя два часа у нас привал. Любители птиц начинают шуршать содержимым своих рюкзаков: достают из фольги бутерброды, сделанные дома, и разливают чай из термоса по кружкам. Валя вынимает из кармана яблоко.
- Это не нам, - говорит она. - Это дроздам! В апреле неожиданно выпало много снега, поэтому они голодали. Бедненькие. Я живу недалеко от Реадовского парка и могу с уверенностью сказать: самые крутые - это дрозды! Пеночки, например, гнездятся «под прикрытием» дроздов. Самцы дроздов смело прогоняют белок, которые разоряют гнезда беззащитных зябликов. А когда вороны пытаются разорить гнезда синицы, их тоже спасают дрозды. Они прилетают к нам в марте. И в Реадовском парке выявлено целых шесть видов. Самый певучий - черный дрозд с желтым клювом.
...13 апреля 2025 года Валентина Волкова отправила в Союз охраны птиц России результаты мониторинга. Инициативная группа выявила более 30 видов, обитающих в районе озера ТЭЦ-2.
Мария ДЁМОЧКИНА.
Фото: автор и Юрий Кузьменок
Источник: Рабочий путь
Подпишитесь, поставьте лайк) Мы будем Вам очень признательны.
Свежие комментарии