В Новой Сенной мы разминулись с делегацией Российской академии музыки имени Гнесиных.
Удивительно, но факт: на краешке не только Смоленской области, но и России, есть крошечная деревенька. В ней никто не живет, зато в ней есть музей самый настоящий: официально зарегистрированный, со свидетельством и своим хранителем.
🔥 Срочная новость: Известную телеведущую бесцеремонно уволили с Первого канала: скандальные подробности всплыли наружу
«Плюшкин из Новой Сенной»
- Что у вас делали сотрудники Гнесинки? - интересуюсь я почти сразу же у хранительницы музея Татьяны Сивохиной.
- Вероятно, хотят себе пошить такие костюмы для выступлений, как наши народные. Поэтому много фотографировали, все линейкой до миллиметра вымеряли. К нам в музей часто гости с исследовательскими целями приезжают. Потому что я как гоголевский Плюшкин: все собираю, все храню. Хотя... Почему «как»! Я и есть Плюшкин. Плюшкин из Новой Сенной!
Помню, лет 15 назад к нам впервые приехали американцы захотели изучить наши обряды. Мы на них взглянули а мамочки: одежда грязная, шапки порваны... Нам стыдно было с ними и в храм идти, и в райцентр ехать. Второй раз приезжают через месяц опрятные, чистые, совсем подругому одеты. Мы у них спрашиваем: «Чего вы в первый раз приехали как оборванцы?» А они отвечают: «Когда мы собирались в Россию, нам посоветовали: «Надевайте все плохое: там воры, бандиты, разбойники». А мы на вас посмотрели ничего такого, люди хорошие, приветливые. Поэтому переоделись!»
⚡ Зачем класть губку для посуды в стиральную машину: первоклассное средство
Татьяне Петровне - 70. Она водит машину, учительствует в Кузьмичской школе и числится смотрительницей в «Музееизбе Леоненковых». Учреждение это возникло три года назад выросло из инициативы москвича Валерия Леоненкова. Он просто решил, что дом его бабушки с дедушкой Варвары Васильевны и Трифона Пименовича надо сохранить не только для потомков, но и для всех жителей Смоленской области. Татьяне Петровне досталась роль музей охранять и сохранять, а еще наполнять новыми экспонатами.
В доме все осталось так, будто бы хозяева вышли на минуточку, но вотвот вернутся: настенные портреты, старый шифоньер, первый холодильник «Зил» в рабочем состоянии, первая стиральная машина, патефон... Вот буфет со звездой, который никогда не был в продаже. Такую мебель в знак почтения дарили передовикам производства сельского хозяйства: дояркам, трактористам, комбайнерам. А вот балабоны это колокольчики, которые до сих пор вешают на шею коровам. У каждого балабона свое звучание.
«А вон на полу корчага, - показывает рукой Татьяна Петровна. - Раньше же держали больших поросят. Чинили из их мяса колбасу, закладывали ею целую корчагу, заливали сливочным маслом. Около полугода она с кляпом или пробкой стояла. Потом «юшку» пили, а колбасу ели».
Кроме экскурсий, в музее проводят мастерклассы по выпечке блинов в русской печи, приготовлению тушеной картошки, пирогов и «ушек». Специально к нашему приезду Татьяна Петровна с дочкой Мариной испекли пирожки с черникой.
«А у нас там в тесте секретный ингредиент, - подсказывает Татьяна Петровна, пододвигая ко мне тарелку с выпечкой ближе. - Майонез!»
«Нет, главный секрет это хорошее настроение, - не соглашается с матерью Марина. - С плохим настроением никогда выпечка не получится. У нас еще здесь, в Ершичском районе, пекут хворост на водке. Так вот, если на улице будет идти дождь, хворост никогда не будет хрустеть!»
Ром на суку и хитрости для Екатерины Второй
Пол самой дальней комнаты застелен ткаными половичками. По ним можно изучать географию Ершичского района: у каждой деревни свой неповторимый узор. Вот это Блинные Кучи, а это Пехтери, Карды, Высокий Борок, Сукромля...
- Маша, - зовет меня Татьяна Петровна. - А ты знаешь, почему деревня Сукромля так называется?
Я отрицательно мотаю головой в ответ.
- Потому что жители там сидели на суку, пили ром и «делали» «ля» песни пели! А сколько наших деревень свои названия получили благодаря Екатерине Великой! Проезжала она эти места, да увидела беседку и захотела в нее зайти. А рачительный хозяин беседки достал из подвала рябину на коньяке 20летней давности и угостил императрицу. Ей так понравилось, что она своим слугам говорит: «Обязательно на обратном пути заедем сюда и опять «побеседуем»!» С тех пор у нас та деревня называется Беседка.
Говорят, что к нам царица ехала проверить: действительно на Смоленщине люди так бедно живут, как говорят? И вот она приехала, ее встречают в одной деревне блинами. Раньше блины какие были? Из темной гречневой муки. И вот возле одного дома ей преподносят решето, в нем горка блинов, а рядом в плошке настоящее масло. Коровы в то время давали всего 5 6 литров молока, но масло все равно свое было! Встречают ее теми блинами, а она хитрит решает в нескольких хатах их попробовать. Но пока она в своем бальном платье с многочисленной свитой пройдет к другой хате, люди с решетом перебегут в него. Ведь столько муки не было, чтобы потчевать царицу в каждом доме новыми блинами. Получается, что Екатерина во всех домах из одного решета блины ела. Она так наелась, что в сердцах воскликнула: «Да здесь же не люди живут, а целые блинные кучи!»
С тех пор деревня та так и зовется Блинные Кучи...
От венчания до тризны
Интерес Гнесинки к ершичской деревне можно понять: те же народные костюмы здесь отличаются даже от традиционных смоленских. Например, в преобладающих цветах не только красный, но и черный. Считалось, что он оберегает хозяйку от злых сил. Помимо андараков и понев, музейизба Леоненковых располагает большой коллекцией полотенец.
- Полотенца сопровождали человека всю жизнь, - рассказывает Татьяна Петровна. - Рождается ребенок - его на родильное полотенце принимают. Несут крестить в церковь, берут два полотенца. Одним - крестильным рушником - обтирают, когда окунают в купель. Второе оставляют в храме - на здоровье малышу. Девочка с пяти лет начинала вышивать рушники. Както посчитали: за жизнь женщина в наших краях вышивала от 30 до 110 полотенец! Раньше в домах портреты, иконы и зеркала были завешаны рушниками. Когда девушка приходила в дом мужа, то она снимала все полотенца свекрови и обрамляла своими.
Речь Татьяны Петровны «приправлена» интересными словечками, по которым можно изучать местный диалект: ганки - крыльцо, дежка - емкость для замеса и брожения теста, швайка - плоское изогнутое шило с деревянной ручкой для плетения лаптей, набожник - полотенце для украшения икон, ширинка - рушник с вышивкой и кружевом...
- Очень интересен у нас обряд «Свеча». Был он только в деревнях Лужная и Старая Сенная. Позже появился в Кузьмичах. Дело было так: собирались вдовы, крутили из воска толстую свечу. А потом переносили ее из дома в дом. У меня, допустим, хранится эта свеча. И мне говорят: «Приду на Николу Угодника и заберу у вас свечу». К этому времени я должна накрыть стол. За свечой приходят человек пять: забирают барынюсвечу, приносят ее, икону и хлебсоль к ближайшему перекрестку, чтобы отдать новой хозяйке. При этом хлебом обмениваются, а иконы целуют. Сразу занести свечу в новый дом нельзя нужно с ней обойти сараи и хозяйственные постройки. Ведь это не только оберег на здоровье, она еще и от пожаров спасает. Когда шагали со свечой, то пели величальную песню: «Радуйся, Никола! Великий чудотворче...» В году у нас было пять свечей: зимний Никола в декабре и летний Никола в мае, Михайловская свеча в ноябре, Егорьевская свеча 6 мая и свеча Женмироносиц - их день празднуется на неделе после Пасхи.
Татьяна Петровна может рассказывать о родных местах до утра. И иногда, будто бы извиняясь, приговаривает:
- Я просто люблю свой край. И стараюсь привить эту любовь всем, кого вижу. Сегодня это вы! Я своим детям - ученикам - говорю, что Отечество не выбирают: оно дается судьбой. И мы всю жизнь любим его за милый сердцу уголок, в котором когда-то приземлились.
- «Приземлились»? - переспрашиваю я. - Как инопланетяне?
- Возможно...
Мария Дёмочкина.
Фото автора.
Источник: Рабочий путь
Подпишитесь, поставьте лайк) Мы будем Вам очень признательны.
Свежие комментарии