Как только сворачиваешь с основной трассы в направлении деревни Чепли, хорошей дороги можно не ждать до самого конца маршрута. Едешь, трясешься на кочках 17 километров и думаешь: «А рейсовый автобус таким же путем ходит?»
Когда я созванивалась с Александром Тимофеевичем Скворцовым, он примерно объяснил, как найти его дом: «Увидите озеро - сразу поворачивайте налево.
🔥 Срочная новость:
«Пора возвращаться домой»
Александру Тимофеевичу - 59 лет. Несколько десятков лет назад он окончил Смоленский педагогический институт по направлению худграф. Именно со студенческой скамьи у него и появился интерес к резьбе по дереву. Как только был окончен вуз, наш герой ушел в армию. А потом уехал по распределению в Гагарин. Там он и продолжил заниматься резьбой по дереву более плодотворно и с умом, параллельно еще преподавал в местной художественной школе.
⚡
Но все эти годы, пока Александр Тимофеевич учился в Смоленске, а после жил в Гагарине, он вспоминал свои родные края в Велижском районе, деревню Чепли. И в один момент решил, что пора возвращаться домой. И вернулся.
На сегодняшний день в деревне Чепли на постоянной основе проживают четыре семьи, остальные - дачники. Приезжих привлекают живописная местность и отдаленность от цивилизации.
За много лет у Александра Тимофеевича в деревне сложился свой быт, дело в руках у него спорится, как говорят в народе, а еще он воспитывает двух сыновей - Гришу и Мишу. Младший закончил первый класс, старший - пятый. Они главные помощники и гордость отца:
- Помогают вам ребята по хозяйству?
- Они у меня всё умеют. И дрова наколоть, и печку растопить. Связь у нас тут совершенно не ловит, поэтому от скуки на все руки.
- А как же вы общаетесь с внешним миром, если связи нет?
- Кнопочный телефон берет, этого нам и хватает.
А если жители деревни захотят доехать до Велижа, то это можно сделать один раз в неделю, в четверг. До Смоленска путь еще сложнее: прямых рейсов нет, приходится ехать с пересадками через районный центр.
Кровать, стаканы и... лось
По дому Александра Тимофе-евича ходишь как по музею. Куда ни посмотришь, всё из дерева. Даже стаканы, из которых нас угостили домашним кумысом, сделаны в мастерской мужчины.
Каждая вещь, которую создал из дерева Александр Кузнецов, хранит в себе маленькую историю:
- Будучи на охоте, я увидел упавший ясень, он по крепости и по текстуре похож на дуб. Ясень - это дерево дорогое и редкое. Мне жалко стало, оно бы просто в лесу сгнило. Я на тракторе съездил и забрал этот ясень, благо было легко подъехать. Так вот в мастерской и родилась идея сделать двухъярусную детскую кровать для сыновей.
Задумка еще одной вещи вынашивалась Александром Тимофеевичем порядка полвека. В совсем юном возрасте он любил листать книгу по резьбе с картинками, на одной из которых был изображен лось, и совсем маленький Саша не представлял, как же претворить эту иллюстрацию в жизнь. И только два года назад у Александра Тимофеевича появилась свободная минута, и он выстругал из дерева бегущего вдаль лося.
Пчелы, которые лечат
Но не только резьба по дереву манила Александра Тимофеевича с самого детства. Было еще одно увлечение, которое со временем переросло в настоящее дело его жизни, приносящее ему не только удовольствие, но и хороший заработок, - пчеловодство.
Им Александр Тимофеевич начал заниматься не случайно. Всё началось с его прадеда, у которого всегда дома была пара баночек меда. А потом и отец Александра Тимофеевича обустроил на своем участке 15 пчелиных ульев:
- Когда я маленький был, батя требовал, чтобы я ему помогал с пчелами. Я дымил дымарем, меня жалили, - улыбаясь, вспоминал наш герой.
С возрастом его отец стал держать всё меньше пчелиных домиков. Чтобы дело всей жизни отца и прадеда продолжало жить, Александр завел свое хозяйство и поселил на пригорке несколько десятков пчелиных семей.
Прогуливаясь по пасеке Александра Тимофеевича, можно увидеть небольшое одноэтажное сооружение - это апидомик. В нем установлена небольшая лежанка, а под ней - обычный пчелиный улей. Роль крышки пчелиного улья выполняет кровать. Вот и лежишь в свободные от работы часы на таком сооружении. Пчелы ужалить не могут, от них есть защита в виде сетки, но зато легко проходит запах свежего меда, воска и слышится гул от самих пчел. Говорят, что подобный отдых в апидомике, запахи и звуки от пчел благотворно влияют на микрососуды человеческого организма.
«Действительность нужно определять собой»
Распорядок жизни у Александра Тимофеевича зависит от многих факторов. Иногда из-за хозяйства и накопившейся работы в мастерской приходится трудиться ночь напролет. Но бывают и неспешные дни, когда не нужно никуда торопиться.
На осенних каникулах сыновья резчика Гриша и Миша много времени проводят на улице, даже в непогоду. Совсем недавно ребята захотели построить дом на дереве, и задумка постепенно реализуется. На другом берегу озера братья нашли бревна, их совсем недавно бобр заготовил для своей плотины. Но Гриша и Миша успели переправить на лодке свою находку.
Счастлив каждый из членов семьи Скворцовых:
- Мне бы хотелось, чтобы мои дети не уезжали из деревни. Я поездил. Если сравнить жизнь в городе и жизнь, которой сейчас живу, это небо и земля. Здесь настолько вольготно себя чувствуешь, словно всё время в отпуске. Занимаюсь тем, что мне интересно. Я в постоянном творчестве.
- Но есть ли здесь будущее?
- Я к этому отношусь несколько по-иному. Действительность нужно определять собой, а не смотреть, где у нас что-то плохо. Я делаю всё для того, чтобы мне было здесь хорошо. И мне правда хорошо. И моим детям.
Софья РАЙНИК.
Фото автора.
Источник: Рабочий путь
Подпишитесь, поставьте лайк) Мы будем Вам очень признательны.
Свежие комментарии